Достопримечательности Греции Исторические памятники Олимпии
Исторические памятники Олимпии
Археологический музей в Олимпии

Археологический музей в Олимпии, один из самых важных музеев в Греции, свидетельствущий о древней истории наиболее почитаемых святилищ античных времен. 

 В музее в постоянной экспозиции находится экспонаты из раскопок в священной долине Алтис, начиная с доисторических времен до раннего христианского периода. Многие из известных ценных экспонатов есть в богатейшей коллекции музея – это бронзовые скульптуры.

Здание музея включает много выставычных залов. В вестибюле и двенадцать салонах хранятся объекты раскопок из долины Алтис. В отдельном здании между музеем и археологическим домом книги есть сувенирная лавка. Часть восточного крыла здания музея и подвал предназначены для хранения экспонатов из терракоты, бронзы, камня, мозаики и других мелких объектов экспозиции.

 К числу наиболее важных экспонатов музея относятся: 

Скульптурные украшения из храма Зевса. 

Это 42 фигуры и 12 метопс, украшавшие два фронтона храма. Они являются одними из лучших ансамблей сохранившихся древнегреческих произведений искусства. Они принадлежат к "суровому стилю", и датируются 1-й половиной 5 века до н.э.

На восточном фронтоне изображены колесницы на соревнованиях между Пелопсом и Эномаем, а центральной фигурой, которой является статуя Зевса. На западном фронтоне изображено похищение женщин кентаврами, а статуя бога Солнца - Аполлона, его центральной фигурой. 12 метопс отображают подвиги Геракла. Эти скульптуры были выполнены в 5 веке до н.э. 

Шлем из Милтиадеса. Посвящение Милтиадеса, как нас информирует надпись "Милтиадес и Зевс". Этим шлемом наградил его Зевс, в знак благодарности за победу над персами в сражении при Марафоне.

 Новое здание Археологического музея в Олимпии

Архаический период (с XII до н. э. до времён Солона (590  г. до н. э.)) 

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм, однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода. 

Ранне-классический период (590 г. до н. э. - 470 г. до н. э.) 

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.

Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и Афины Паллады на острове Эгине, получивший в настоящее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской пинакотеке.

Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Джирдженти (Агригент); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи - одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры и так называемая Базилика. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен и храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом. 

Классический период (470 г. до н. э. - 338 г. до н. э.) 

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнамента. Храм Тезея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и храм «Неокрыленной Победы» при входе в афинский Акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ Акрополя, уничтоженных персами, вырос, прежде всего, великолепный храм богини Афины - покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников.

Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение так называемого Пропилеев - торжественных ворот Акрополя. Архитектор Мнезикл, создавая это архитектурное сооружение, сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй - к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием. 

Период Эллинизма (338 г. до н. э. - 180 г. до н. э.) 

В течение четвёртого периода греческого искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и прочие. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм «Крылатой Афины», построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лизикрата и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, явилось за эту пору в Малой Азии, и среди них, знаменитый надгробный памятник коринфскому царю Мавзолу (Мавзолей) в Галикарнассе, храм Афины в Приене, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в берлинский музей. 

Церемония зажжения Олимпийского огня на територии Храма Геры

Храм Геры - храм дорического стиля, построенный в 650 г. до н.э.  

Храм является одним из примеров монументального строительства храмов в Греции. Нижняя части храма изготовлена из местного известняка, а верхняя часть стен была из кирпича и древесины, плитка черепицы на крыше. Колонны первоначально были изготовлены из дерева, постепенно заменялись на каменные в течение нескольких столетий. Каждая колонна была заменена другой, в одном стиле того периода, о котором идет речь, с тем, чтобы колонны отражали полное развитие дорического стиля, и особенно в столице, начиная с периода архаики и до римских времен. Внутри храма сохранилось основание, на котором стояли каменные статуи Зевса и Геры.

По сложившейся древней традицци в наши дни на територии развалин древнего Храма Геры проходит церемоний зажжения Олимпийского огня, именно отсюда начинаються все факельные эстафеты.

 Стадион 

Вход на стадион

Стадион, построенный возможно до 5 века до н.э. С того времени, когда Игры, начали менять свой характер, была проведена реконструкция стадиона. Длина нового стадиона составила 212,54 м, а ширина примерно 28,50 м, дистанция для забега - 192,28 м. 

Древний Олимпийский стадион

Храм Зевса 

Строительство этого храма Зевса началось около 470 года до н.э. и было завершено в 456 году до н.э. Это дорический храм, окруженный 34 колоннами работы архитектора Либона. Крупнейший на Пелопоннесском полуострове, он считается идеальным выражением дорического храма. Двенадцать метопс изображают двенадцать подвигов Геракла. Эти скульптуры, в настоящее время, частично восстановлены и показаны в музее Олимпии. Они являются наиболее представительными примерами греческого искусства дорического стиля. 

На восточном фронтоне был барельеф позолоченной Нике (богини Победы), работы Пэония. На западном фронтоне показаны пьяные Кентавры, приглашенные на свадьбу, нарушившие священный закон гостеприимства, пытаясь похитить красивых женщин. 

Статуя Зевса, сидящего на троне, была создана примерно в 430 году до н.э. Эта великолепная работа подробно описана Павсанием, первоначально была высотой около 3,15 м (в настоящее время она составляет 2,91 м), а по обе стороны стояли статуи двух мифических героев: Оиномауса - царя Пиз (около 2,85 м в высоту) и Пелопса (высота - 2,77 м).

Очень большое впечатление на приезжих производила главная святыня Олимпии.

На великолепном, богато украшенном троне сидел «царь богов и людей». Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя

Статуя Зевса Олимпийского не сохранилась до наших дней. Она погибла во время пожара во дворце византийского императора Феодосия II, по велению которого в V в. н. э. (через тысячу лет после ее создания) статую перевезли из Олимпии в Константинополь. 

Ника и Гермес 

С самых ранних времен до конца античности имеются бесчисленные примеры изображения Нике в древней живописи, в скульптуре, и в небольших по размеру работах. Скульптура богини Нике - старейший известный пример, знаменующий собой решающий этап в истории греческой скульптуры. Статуя была создана вероятно, в 421 до н.э. Она стоял на юго-восточном углу храма Зевса на высоте 8,81 м, а в сочетании высоты статуи и основания - 10,92 м.

На девятиметровой мраморной колонне перед величественным храмом Зевса Олимпийского была установлена скульптура крылатой богини Нике работы Пэония. Эта богиня была очень популярна в Олимпии. Ведь с ее благосклонностью каждый участник Олимпиад связывал свою мечту о победе в Играх. Богиня Нике представлялась древним грекам в виде прекрасной юной девушеи, слетающей с неба на светлых крыльях и несущей в руках победный венец.

При описании святилищ Олимпии, Павсаний упоминает, что среди разбитых скульптур у храма Геры, была найдена статуя «Гермес с Дионисом» и добавил, что это была работа Праксителя (Павсаний 5.17.3.). 

Среди обломков статуй, украшавших в древности Олимпию, археологи нашли одну из замечательных скульптур прославленного Праксителя. 

Заключение 

Безусловно, изучение истории возникновения Античных Олимпиад, мифологии Древней Греции и повествований о ёё легендарных героях, нашедших свое отражение в бессмертных произведениях литературы древних сказителей, поэтов, драматургов и летописцев, прекрасных скульптурных и архитектурных творениях великих ваятелей и зодчих Эллады  дают возможность понять сколь значимым для нашего мира является проведение Олимпийских игр современности, объединяющих величие духа и физической гармонии, богатство традиций и ритуалов стран-организаторов и участников Олимпиад.