Виды спорта Бобслей
Бобслей

Бобслей (от англ. bobsleigh) — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Бобслей относится к техническим видам спорта.

Руководит проведением всех международных соревнований по бобслею - Международная федерация бобслея и тобогана (фр. Fédération Internationale de Bobsleigh et de Tobogganing — FIBT) — ФИБТ была основана в 1923 году. Объединяет более 50 национальных федераций. Слово тобоган, упоминаемое в названии Федерации — это дань традиции, описывает распространенные среди индейцев Канады бесполозные деревянные сани, которые в несколько измененном виде стали использоваться как спортивный инвентарь. В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на тобогане. Затем это слово по традиции сохранилось в названии Международной федерации ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея в мире, хотя в настоящее время этот вид спорта заменил скелетон.

Бобслей на Олимпийских играх

С 1924 года
Соревнования на четырехместных санях (кроме 1928 и 1960 годов)
В 1928 году
Соревнования на пятиместных санях
С 1932 года
Соревнования на двухместных санях, мужчины
С 2002 года
Соревнования на двухместных санях, женщины

История

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось — два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

В 1903 году именно в Сант- Морице была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около1500 км и сконструированы особые сани – боб. С тех пор для бобслеистов  этот город почти такой же культовый, как Ливерпуль для  фанатов Биттлз.

Бобслей получил распространение в ряде стран Европы, где стали проводиться соревнования, а затем и национальные чемпионаты по этому виду спорта. В Австрии они проводятся с 1908 года, а в Германии — с 1910 года.

Чемпионаты мира по бобслею проводятся с 1924 года.

Бобслей на I Зимних Олимпийских играх 1924 года – Шамони (Франция)
 

В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен начиная с 1924 года. Тогда соревнования проводили на четырехместных санях, в 1928 году — на пятиместных, а начиная с 1932 года (за исключением 1960 года), соревнования проводятся на двух- и четырехместных санях.

Современный боб - двойки 

Бобслей стал популярным видом спорта в среде западноевропейской элиты. Трассы, которые в тот период были больше похожи на обычные улицы с укрепленными снегом изгибами, стали появляться в Швейцарии, Австрии, Румынии, Германии.   В числе поклонников этого вида спорта  в начале 20 века замечены представители многих знатных  и монархических фамилий Европы.

С 1957 по 1968 на всех крупных международных соревнованиях побеждала итальянская команда, возглавляемая рулевым Эудженио Монти; итальянцы, имеющие трассы высокого класса, выиграли 11 чемпионатов мира, а на Олимпиаде 1968-го заняли первые места по спускам на бобе-четверке и бобе-двойке. В 1976 в Инсбруке (Австрия) мировым лидером по бобслею стала команда ГДР благодаря тому, что у ее боба были лучшие аэродинамические характеристики – более совершенная обтекаемая форма с предельно гладкой поверхностью обшивки, а также самые рослые и мощные толкачи; капитаном ее был Майнард Немер. Он привел свою команду к победам и на четверке, и на двойке. В 1984 такого же двойного успеха добился пилот из ГДР Вольфганг Хоппе. В период с 1976 по 1984 команда ГДР завоевала 10 из 18 медалей, причем 6 из них – золотые.

Популярность бобслея постоянно растет. На зимних Олимпийских играх 1988-го в состязаниях по бобслею участвовали команды даже таких государств как Виргинские острова, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Португалия, Тайвань и Монако, между прочим, в команде последнего рулевым на бобе-двойке выступал сам принц Альберт. Тогда же команда Ямайки, возглавляемая Дадли Стоуксом, покорила сердца болельщиков своим лихим стилем и непредсказуемой манерой управления санями. Во время одного из спусков их четверки боб, завалившись на бок, взлетел в воздух и врезался в стенку желоба. Никто из членов команды не пострадал, но впоследствии ее рискованные олимпийские выступления стали основой видового фильма Ледовые гонки (Cool Runnings).

Программа и правила

Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта. Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки. В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим. Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа. На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.

Во время соревнований команда может быть дисквалифицирована, если ее члены не имеют защитных шлемов. Кроме того, дисквалификации подлежат команды, уличенные в подогреве полозьев боба для лучшего скольжения или использующие дополнительный балласт для повышения скорости спуска. Правила также запрещают участникам команд иметь на шлеме, одежде или санях рекламу фирм, не согласованную с организаторами соревнований.

Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. Как правило, до бобслея многие из них занимаются тяжелой атлетикой, достигнув в ней высокого уровня.

В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.

До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин. На Олимпийских играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей. Места определяются по сумме времени четырех заездов. В каждом заезде очередность старта определяется жеребьевкой.

Место проведения

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы — 1500—2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, а перепад высот от 130 до 150 м.

Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности. Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена. После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.

Трассы бобслея бывают разные. Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия) проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали — 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Техническое совершенствование саней для бобслея осуществляется с учетом новейших достижений научно-технического прогресса. Однако по вполне понятным причинам оно лимитируется весовыми и габаритными ограничениями, установленными международными правилами для двухместных и для четырехместных саней. По-прежнему итоговые результаты в соревнованиях по бобслею определяются скоростью, набранной экипажем на стартовом участке разгона — до посадки в сани, на дистанции результат зависит прежде всего от мастерства пилота — рулевого, от его умения по наиболее оптимальной траектории пройти трассу, с наименьшими потерями скорости преодолевая повороты и виражи.

Спортиный снаряд

Конструкция боба образца 1932 года

Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали, в основном, из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального особо прочного материала кевлара, из которого производят бронежилеты. Кузов устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на металлические полозья, похожие на коньковые. Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130–150 км/час. Между передним и задним мостами расположен тормоз из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости. Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.

Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, они чрезвычайно дороги. Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко занимаются промышленным шпионажем, воруя друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.

Современный боб

Боб. Существует сани двух видов – двухместные и четырехместные. Длина двухместного боба – 2,7 м, ширина 0,67 м, его масса не может превышать 165 кг, совокупный вес членов экипажа – не более 200 кг. Показатели четырехместного боба, соответственно, составляют 3,8 м при той же ширине, масса саней 230 кг, вес экипажа – 400 кг. Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды и сам подбирает ее состав: толкачей и тормозящего. В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных гибкими тягами с передними полозьями; сидящий в хвосте корпуса тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень. В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь «разумной» нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.