Лицензирование? Есть вопрос: лицензирование медицинской деятельности. Медицинские лицензии.
Олимпийская хартия Олимпийская хартия. Глава 5. Олимпийские игры
Олимпийская хартия. Глава 5. Олимпийские игры

Содержание

I. Проведение, организация и управление Олимпийскими играми

II. Участие в Олимпийских играх

III. Программа Олимпийских игр

IV. Протокол

V. Арбитраж


I. Проведение, организация и управление Олимпийскими играми

33. Проведение Олимпийских игр*

1. Олимпийские игры проводятся в течение первого года Олимпиады, а Олимпийские зимние игры - в течение третьего календарного года Олимпиады.

2. Честь и ответственность за проведение Олимпийских игр МОК возлагает на город, который выбирается в качестве города - организатора Олимпийских игр.

3. Даты проведения Олимпийских игр определяются Исполкомом МОК.

4. Непроведение Олимпийских игр в течение года, на который они намечены, влечет за собой аннуляцию прав города-организатора без нанесения ущерба другим правам МОК.

5. Любая дополнительная прибыль, полученная городом-организатором, ОКОИ или НОК страны города-организатора в результате проведения Олимпийских игр, должна быть направлена на развитие Олимпийского движения и спорта.

Официальное разъяснение к Правилу 33

Продолжительность соревнований Олимпийских игр не должна превышать шестнадцати дней.

34. Выбор города-организатора Олимпийских игр*

1. Выбор города-организатора является исключительной прерогативой Сессии МОК.

2. Исполком МОК определяет процедурные вопросы по выборам до начала Сессии. За исключением чрезвычайных обстоятельств, выборы города-организатора должны состояться за семь лет до начала Олимпийских игр.

3. Правительство страны города-организатора должно представить в МОК гарантийное обязательство, согласно которому оно предпримет все необходимое и подтверждает, что страна и ее руководство будут соблюдать и уважать Олимпийскую хартию.

4. Выборы города-организатора Олимпийских игр должны проводиться в стране, в которой нет городов - кандидатов на проведение Олимпийских игр.

Официальное разъяснение к Правилу 34

1. Заявка на проведение Олимпийских игр – города-заявители:

1.1. Город может считаться заявителем на проведение Олимпийских игры в том случае, если заявка города утверждена НОК соответствующей страны.

1.2. Заявка на проведение Олимпийских игр должна подаваться в МОК официальными властями города-кандидата с одобрения НОК. Официальные власти и НОК должны гарантировать, что Олимпийские игры будут проводиться по правилам и в соответствии с условиями, выдвигаемыми МОК.

1.3. В случае, если в одной стране есть несколько потенциальных городов-кандидатов на организацию одних и тех же Олимпийских игр, по решению НОК соответствующей страны заявку может подать только один город.

1.4. Со дня подачи в МОК заявки на проведение Олимпийских игр, НОК страны города, подающего заявку, должен контролировать процедуру, и НОК совместно с городом должны нести ответственность за действия и поведение города в связи с поданной заявкой, и, в некоторых случаях, к кандидатуре города на проведение Олимпийских игр.

1.5. Все города, подавшие заявку, обязаны соблюдать правила Олимпийской хартии и другие правила и требования Исполкома МОК, а также все технические нормы, установленные МСФ по каждому виду спорта.

1.6. Все города, подавшие заявку на проведение Олимпийских игр, должны пройти процедуру утверждения города, которую осуществляет Исполком МОК, определяющий детали данной процедуры. Исполком МОК определяет, какие города будут приняты в качестве городов-кандидатов.

2. Оценка города - кандидата на проведение Олимпийских игр

2.1. Городами - кандидатами на проведение Олимпийских игр считаются те города, которые по решению Исполкома МОК представляют свои кандидатуры на Сессии МОК.

2.2. Президент МОК назначает Оценочную комиссию по оценке городов – кандидатов на проведение Олимпийских игр по каждым Олимпийским играм. В эту комиссию входят члены МОК, представители МСФ, НОК, Комиссии спортсменов и представителей Международного Паралимпийского комитета (МПК). Членом Оценочной комиссии не может быть гражданин страны, которая выдвигает свой город в качестве кандидата на проведение Олимпийских игр. Каждая Оценочная комиссия может прибегать к помощи специалистов.

2.3. Каждая Оценочная комиссия изучает кандидатуры городов-кандидатов, инспектирует места проведения соревнований и представляет письменный отчет по всем кандидатурам всем членам МОК не позднее, чем месяц до открытия Сессии МОК, на которой будет избран город-организатор Олимпийских игр.

2.4. Согласно требованиям Исполкома МОК, все города-кандидаты должны предоставить свои финансовые гарантии. Исполком МОК принимает решение о том, дает ли эти гарантии сам город, или иные компетентные локальные, региональные или государственные органы власти, или третьи стороны.

3. Выборы города-организатора Олимпийских игр – заключение соглашения

3.1. Основываясь на отчетах каждой Оценочной комиссии, Исполком МОК утверждает окончательный список городов-кандидатов, который представляется Сессии МОК для выборов.

3.2. Выборы города-организатора Олимпийских игр происходит после рассмотрения Сессией МОК доклада Оценочной комиссии.

3.3. МОК заключает письменное соглашение с городом-организатором и НОК этой страны. Это соглашение, которое называется Контракт с Городом-организатором, подписывается всеми сторонами немедленно после выбора города-организатора.

35. Место, города и объекты Олимпийских игр*

1. Соревнования по всем видам спорта должны проводиться в городе-организаторе Олимпийских игр, если только Исполком Мок не разрешит организацию отдельных соревнований в других городах, на других спортивных объектах или аренах, имеющихся в той же стране. Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр должны проводиться непосредственно в самом городе-организаторе. Места проведения соревнований или других отдельных мероприятий должны быть утверждены Исполкомом МОК.

2. Во время Зимних Олимпийских игр, когда по географическим или по топографическим причинам невозможно провести соревнования по отдельным видам спорта или дисциплинам в стране города-организатора, МОК может в виде исключения разрешить провести их в стране, имеющей общие границы со страной-организатором Олимпийских игр.

Официальное разъяснение к Правилу 35

1. Все запросы относительно организации вида соревнований, дисциплин и других спортивных соревнований в другом городе или в другом месте должны быть представлены в письменной форме в МОК до визита Оценочной комиссии по городам-кандидатам.

2. Организация, проведение и освещение Олимпийских игр ни в коей мере не должны быть заслонены другими мероприятиями, проходящими в городе-организаторе и в его окрестностях, или на других спортивных объектах или аренах.

36. Организационный комитет*

МОК поручает организацию Олимпийских игр НОК страны, где находится город-организатор, а также самому городу-организатору. НОК несет ответственность за организацию для этих целей Организационного комитета (ОКОИ), который с момента своего учреждения отчитывается непосредственно перед Исполкомом МОК.

Официальные разъяснения к Правилу 36

1. ОКОИ должен обладать статусом юридического лица в своей стране.

2. В исполнительный орган ОКОИ должны входить:

  • член или члены МОК в стране, указанные в Правиле 16.1.1.1;
  • Президент и Генеральный секретарь НОК;
  • как минимум один представитель, назначенный городом-организатором.

В исполнительный орган ОКОИ также могут входить представители органов власти и другие руководящие лица.

3. С момента учреждения и до момента ликвидации обязанностью ОКОИ является осуществлять всю свою деятельность в соответствии с Олимпийской Хартией, с соглашением, заключенным между МОК, НОК и городом-организатором, а также с инструкциями Исполкома МОК.

37. Ответственность – отстранение организации от проведения Олимпийских игр

1. НОК, ОКОИ и город-организатор несут совместную и индивидуальную ответственность за все связанные с организацией и проведением Олимпийских игр обязательства, принятые конкретно на себя или совместно, за исключением финансовой ответственности, которую полностью берут на себя, совместно или индивидуально, город-организатор и ОКОИ, сохраняя за собой право на компенсацию за ущерб, нанесенный третьими сторонами, связанной, в частности, с гарантиями, согласно официальному разъяснению Правила 34. МОК не несет никакой финансовой ответственности в отношении организации и проведения Олимпийских игр.

2. В случае нарушения Правил Олимпийской хартии или других правил и инструкций МОК, или невыполнения обязательств, принятых на себя НОК, ОКОИ или городом-организатором, МОК имеет право принять решение, с его немедленным вступлением в силу, о лишении города-организатора, ОКОИ и НОК права проводить Олимпийские игры, сохраняя за собой право на компенсацию за ущерб, причиняемый отменой Игр Международному Олимпийскому комитету. В этом случае НОК, ОКОИ, город-организатор и страна, в которой находится город-организатор, все правительственные и иные органы власти или третьи лица любого уровня не имеют права требовать от МОК какой-либо компенсации.

38. Координационная комиссия по Олимпийским играм – связь между НОК и ОКОИ*

1. Координационная комиссия по Олимпийским играм

В целях облегчения проведения Олимпийских игр и взаимодействия между МОК, ОКОИ, МСФ и НОК, Президент МОК должен назначить Координационную комиссию по Олимпийским играм (далее Координационная комиссия) для управления и обеспечения рабочих связей между ними. В Координационную комиссию должны входить представители МОК, МСФ, НОК и представители от спортсменов.

2. Связь между НОК и ОКОИ – руководители делегаций

На время проведения Олимпийских игр каждый НОК назначает руководителя делегации, который несет ответственность за спортсменов, официальных лиц и персонал команды, осуществляет связь с МОК, МСФ и ОКОИ, а также выполняет другие дополнительные функции, возложенные на него НОК его страны.

Официальные разъяснения к Правилу 38

1. Сфера компетенции Координационной комиссии:

В сферу компетенции Координационной комиссии входит:

1.1. Контроль за деятельностью ОКОИ;

1.2. Обзор и рассмотрение всех основных аспектов организации Олимпийских игр;

1.3. Содействие ОКОИ;

1.4. Установление связи между ОКОИ и МОК, МСФ и НОК;

1.5. Устранение любых разногласий, возникающих между любыми из сторон;

1.6. Обеспечение информированности всех МСФ и НОК, как через ОКОИ, так и через Координационную комиссию, по ее собственной инициативе, обо всех событиях, связанных с организацией Олимпийских игр;

1.7. Доводить до сведения Исполкома МОК полную информацию о мнениях, выражаемых ОКОИ, МСФ и НОК по принципиальным вопросам, касающимся Олимпийских игр;

1.8. Анализировать (на основании консультаций с Исполкомом МОК и ОКОИ) областей, в которых возможна организация полезного сотрудничества между НОК, в частности в плане авиаперевозок, грузоперевозок, аренды мест размещения для дополнительных официальных лиц, процедуры распределения билетов среди МСФ, НОК и назначенных турагентов;.

1.9. После получения одобрения от Исполкома МОК предлагать и обсуждать с ОКОИ проблемы:

1.9.1. подготовки мест проведения соревнований, размещения и оборудования в Олимпийской Деревне;

1.9.2. стоимости участия, размещения и прочих услуг, предлагаемых ОКОИ;

1.9.3. организации транспорта и мест размещения участников и официальных лиц и другие вопросы, связанные, по их мнению, с хорошим состояния спортсменов и официальных лиц, и их возможности выполнять необходимые функции на Олимпийских играх;

1.10. Инспектировать места проведения соревнований, тренировок и другие объекты и докладывать о нерешенных проблемах, связанных с ними Исполкому МОК;

1.11. Следить за тем, чтобы ОКОИ своевременно реагировал на мнения МСФ и руководителей делегаций;

1.12. Учреждать, с согласия Исполкома МОК, специализированные рабочие группы, которые будут заниматься специфическими участками организации Олимпийских игр и предлагать Исполкому МОК рекомендации по улучшению организации, которой должна добиваться Координационная комиссия;

1.13. После Олимпийских игр – провести анализ организации Игр и доложить о ем на Исполкоме МОК;

1.14. Выполнение других инструкций, предписанных Исполкомом МОК;

1.15. При возникновении любых вопросов, которые Координационная комиссия не в состоянии решить, или если какая-либо сторона отказывается исполнять ее решения, Комиссия должна сообщить об этом и изложить все обстоятельства Исполкому МОК, который должен принять окончательное решение;

1.16. На Олимпийских играх обязанности Координационной комиссии переходят к Исполкому МОК, а председатель Координационной комиссии может быть приглашен для участия в ежедневных координационных встречах с ОКОИ.

2. Руководители делегаций:

Во время проведения Олимпийских игр Руководитель делегации, назначаемый своим НОК, проживает в Олимпийской Деревне, и имеет доступ к медицинским, тренировочным объектам, местам соревнований, а также в центры средств информации и гостиницы Олимпийской семьи.

3. Атташе:

В целях облегчения сотрудничества между ОКОИ и НОК, каждый НОК может назначить атташе, который выступает в качестве посредника между ОКОИ и своим НОК и решает практические проблемы, такие как, например, проезд и проживание. На период проведения Олимпийских игр атташе должен быть аккредитован в качестве члена делегации своего НОК.

39. Олимпийская деревня*

В целях размещения всех спортсменов, официальных лиц и персонала команды в одном месте ОКОИ организует Олимпийскую деревню на период, установленный Исполкомом МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 39

1. Олимпийская деревня должна отвечать требованиям, установленным Исполкомом МОК.

2. Квоты на количество официальных представителей и другой персонал команды, размещаемый в Олимпийской деревне, утверждает Исполком МОК.

3. Если МОК уполномочит ОКОИ проводить игры в любом другом месте, кроме города-организатора, ОКОИ может получить задание обеспечить соответствующее размещение, услуги и оборудование в соответствии с требованиями, установленными Исполкомом МОК.

4. ОКОИ должен взять на себя все расходы по размещению и питанию участников соревнований, официальных лиц и другого персонала команды в Олимпийской деревне и других местах проживания, как указано выше, а также местные расходы по транспорту.

40. Культурная программа

ОКОИ должен организовать культурную программу, которая должна охватывать, как минимум, весь период функционирования Олимпийской деревни. Такая программа должна быть заранее представлена на утверждение в Исполком МОК.

II. Участие в Олимпийских играх

41. Кодекс допуска*

Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен, тренер, инструктор или другой официальный представитель команды должен выполнять правила Олимпийской хартии, правила соответствующей МСФ, утвержденные МОК и быть заявленным своим НОК. Вышеперечисленные официальные представители команды должны:

  • уважать правила честной игры и отказ от насилия, и вести себя соответствующим образом;
  • уважать и выполнять все положения Антидопингового кодекса Олимпийского движения.

Официальные разъяснения к Правилу 41

1. Каждая МСФ устанавливает собственные критерии допуска в своем виде спорта в соответствии с Олимпийской хартией. Эти критерии должны быть представлены на утверждение Исполкому МОК.

2. Применение критериев допуска осуществляют МСФ, национальные федерации, являющиеся их членами, и НОК – в пределах их соответствующей компетенции.

3. Помимо случаев, санкционированных Исполкомом МОК, спортсмен, тренер, инструктор или официальный представитель, участвующий в Олимпийских играх, не должны разрешать использовать во время проведения Олимпийских игр свою личность, фамилию, изображение или спортивный результат в целях рекламы.

4. Заявка или участие спортсмена в Олимпийских играх не должна обуславливаться какими-либо финансовыми соображениями.

42. Гражданство участников*

1. Любой участник Олимпийских игр должен быть гражданином страны, НОК которой подал на него заявку.

2. Все споры, связанные с определением страны, которую участник может представить на Олимпийских играх, решаются Исполкомом МОК.

Официальные разъяснения к Правилу 42

1. Участник, имеющий гражданство двух или более стран одновременно, может представлять только одну из них, по своему усмотрению. Однако после того, как спортсмен представлял одну страну на Олимпийских, континентальных или региональных Играх, или на чемпионатах мира или региона, признанных соответствующей МСФ, он не может представлять другую страну, если только к нему не применены условия параграфа 2 (ниже), относящиеся к лицам, которые сменили гражданство или приобрели новое гражданство.

2. Спортсмен, который представляет одну страну на Олимпийских играх, на континентальных или региональных играх или на мировых или региональных чемпионатах, признаваемых соответствующей МСФ, и который сменил свое гражданство или получил новое гражданство, не может представлять на Олимпийских играх свою новую страну в течение трех лет после перемены гражданства. Этот период может быть сокращен или даже отменен с согласия соответствующих НОК и МСФ и с согласия Исполкома МО, который рассматривает обстоятельства каждого конкретного случая.

3. Если присоединенное государство, провинция или заморская территория, страна или бывшая колония приобретают независимость, если произошло присоединение одной страны к другой посредством изменения границы, если произошло слияние двух стран или, или если МОК признает новый НОК, участник соревнований может продолжать представлять страну, гражданином которой он является или являлся. Однако, по своему усмотрению, он может представлять свою страну или быть завяленным своим новым НОК, если такой существует. Этот выбор может быть сделан только один раз.

4. Кроме того, во всех случаях, когда участник вынужден представлять на Олимпийских играх другую страну, а не ту, гражданином которой он является, или выбирать страну, которую он намерен представлять, Исполком МОК может принимать решения общего или частного характера относительно национальности, гражданства, постоянного места жительства участника, включая продолжительность периода отсрочки.

43. Возрастные ограничения

На Олимпийских играх не может быть возрастных ограничений для участников кроме тех, которые предусмотрены в правилах соревнований МСФ и утверждены Исполкомом МОК.

44. Антидопинговый кодекс Олимпийского движения

Олимпийский Антидопинговый кодекс является обязательным для всего Олимпийского движения.

45. Приглашения и заявки*

1. Приглашения для участия в Олимпийских играх должны быть разосланы МОК всем признанным НОК за один год до церемонии открытия.

2. Право направлять спортсменов для участия в Олимпийских играх принадлежит только тем НОК, которые признаны МОК. Все заявки на участие рассматриваются МОК, который, по своему усмотрению, может в любой момент отклонить заявку без указания причины отказа. Никто не имеет права участвовать в Олимпийских играх без заявки, утвержденной МОК.

3. НОК может подать заявку на участие спортсмена только при получении рекомендаций по заявкам от национальных федераций. В случае их утверждения НОК передает эти заявки в ОКОИ. ОКОИ должен подтвердить получение этих заявок. НОК должны проверить законность заявок, предлагаемых национальными федерациями и обеспечить, чтобы никто не был отстранен по расовым, религиозным или политическим мотивам или ввиду других форм дискриминации.

4. НОК должны направлять на Игры только спортсменов, надлежащим образом подготовленных к международным соревнованиям высшего уровня. Национальная федерация может подать в Исполком МОК через свою МСФ апелляцию на решение НОК по вопросу о заявках. Право окончательного решения принадлежит МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 45

1. Исполком МОК определяет количества всех участников Олимпийских игр.

2. Процедуру, конечные сроки подачи и принятия заявок от спортсменов на участие в Олимпийских играх устанавливает Исполком МОК.

3. Все заявки должны быть отпечатаны на специальном бланке, утвержденном МОК и рассылаемом в количестве экземпляров, определяемом ОКОИ.

4. В качестве предварительного условия для участия в Олимпийских играх каждый спортсмен должен соответствовать всем требованиям, содержащимся в Олимпийской хартии и в правилах МСФ, руководящей его видом спорта. Каждый участник должен быть отобран соответствующей МСФ. НОК, заявляющий спортсмена, берет на себя ответственность за то, чтобы этот спортсмен был ознакомлен и соблюдал Олимпийскую Хартию и Всемирный Антидопинговый Кодекс.

5. В случае, если в стране, имеющей признанный НОК, не имеется национальной федерации в данном виде спорта, НОК может заявлять участников соревнований в таких видах на Игры в индивидуальном порядке, при наличии согласия Исполкома МОК и МСФ, руководящей данным видом спорта.

6. Каждый участник Олимпийских игр должен подписать следующее заявление:

«Понимая, что, будучи участником Олимпийских игр, я участвую в событии, имеющем как международное, так и историческое значение, я даю свое согласие на то, чтобы во время Олимпийских игр меня снимали на кинопленку, для телевидения или иным образом, фотографировали на условиях или для целей, которые разрешены или будут разрешены Международным Олимпийским комитетом («МОК») в целях дальнейшего развития Олимпийских игр и Олимпийского движения.

Я также обязуюсь соблюдать правила Олимпийской хартии, действующей в настоящее время, в частности, положения относительно допуска на Олимпийские игры (вкл. Правило 41 и Официальное разъяснение к нему), правила относительно средств массовой информации (Правило 49) и правила, касающиеся разрешенных условий использования товарных знаков на одежде и оборудовании, используемых во время Олимпийских игр (Официальное разъяснение к Правилу 51).

Я также согласен с тем, что любой спор, который может возникнуть в связи с моим участием в Олимпийских играх, должен быть разрешен только в Международном спортивном арбитражном суде в соответствии с Кодексом спортивного арбитража (Правило 59).

Я также согласен соблюдать правила Антидопингового кодекса Олимпийского движения и Кодекс этики МОК.

Указанные положения и правила были разъяснены мне моим Национальным комитетом и/или моей национальной федерацией или международной федерацией».

7. Каждый НОК должен подписать декларацию, приведенную выше в параграфе 6 для подтверждения и гарантии того, что все соответствующие правила были доведены до сведения спортсмена, и что НОК уполномочен национальной спортивной федерацией подписать заявку от ее имени с согласия МСФ.

8. Заявки действительны лишь при соблюдении приведенных выше положений.

9. При отсутствии на то согласия Исполкома МОК, отказ от участия в соревнованиях должным образом заявленной делегации, команды или отдельных лиц представляет собой нарушение Олимпийской Хартии и влечет за собой применение дисциплинарных мер.

10. Исполком МОК определяет количество заявок по каждому виду спорта после проведения консультации с соответствующими МСФ за два года до начала Олимпийских игр.

11. Количество заявок по индивидуальным видам спорта не должно превышать количества, установленного правилами мировых чемпионатов и, за исключением отдельных видов соревнований, не должно превышать трех на одну страну. По решению Исполкома МОК исключение могут составить отдельные зимние виды спорта.

12. При отсутствии иного решения Исполкома МОК, в Олимпийских играх должно участвовать не более двенадцати, но не менее восьми мужских и женских сборных команд.

13. Для того чтобы добиться относительно равного количества запасных как в командных, так и в индивидуальных видах спорта и, учитывая тот факт, что в определенных видах спорта разрешается подавать одну заявку на вид соревнований и одну заявку на страну без запасных игроков, Исполком МОК после консультации с соответствующей МСФ может соответственно увеличить или уменьшить количество заявок.

14. При отсутствии иного решения Исполкома МОК, которое отражается в Контракте с Городом-организатором Олимпийских игр, количество спортсменов, участвующих в Играх Олимпиады, не должно превышать десяти тысяч (10.000) человек, а количество официальных лиц не должно превышать пяти тысяч (5.000) человек.

III. Программа Олимпийских игр

46. Программа Олимпийских игр*

1. Программа Олимпийский игр (далее по тексту – «Программа») представляет собой программу всех соревнований Олимпийских игр, утвержденных МОК для каждых конкретных Олимпийских игр в соответствии с данным Правилом и Официальными разъяснениями к нему.

2. Составными частями Программы являются виды спорта, дисциплины и виды соревнований. Виды спорта определяются МСФ, указанные в Официальных разъяснениях 46.1 и 46.2. Дисциплина представляет собой часть вида спорта, включающая в себя одно или несколько видов соревнований. Вид соревнований представляет собой состязания, завершающиеся распределением мест, вручением медалей и дипломов.

3. Отбор видов спорта для Программы, а также определение критериев и условий для включения вида спорта в Программу является прерогативой Сессии МОК. В Программу включаются и остаются только те виды спорта, которые принимают и руководствуются Всемирным Антидопинговым Кодексом.

4. Решение о включении дисциплины или вида соревнования в Программу является прерогативой Исполкома МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 46.

1. Общие положения, применяемые в отношении Игр Олимпиад и Зимних Олимпийских игр.

1.1. После каждых конкретных Олимпийских игр МОК пересматривает Программу. При каждом таком случае пересматриваются стандарты по включению вида спорта, дисциплины и вида соревнований, и вопросы включения или исключения вида спорта, дисциплины или вида соревнований решаются компетентными органами МОК.

1.2. До того, как Сессия МОК принимает решение по утверждению Программы конкретных Олимпийских игр, МСФ, руководящие теми видами спорта, которые предполагается включить в Программу, должны подтвердить МОК свое участие в конкретных Олимпийских играх.

1.3. Решение о включение вида спорта в Программу конкретных Олимпийских игр должно быть принято не позднее, чем во время Сессии МОК, выбирающей город-организатор данных конкретных Олимпийских игр.

1.4. Решение о включении дисциплины или вида соревнований в Программу конкретных Олимпийских игр должно быть принято на заседании Исполкома МОК не позднее, чем за три года до открытия Олимпийских игр.

1.5. Окончательные сроки, указанные в Официальных разъяснениях к Правилам 46.1.3 и 1.4 могут быть не соблюдены, чтобы изменения в Программе могли бы быть утверждены соответствующей МСФ, ОКОИ и компетентными органами МОК.

1.6. До принятия любого решения о включении вида спорта в Программу, Сессия МОК может разработать для этого специальные критерии или условия.

1.7. Сессия МОК правомочна в любое время исключить из Программы любой вид спорта в случае, если соответствующая МСФ, руководящая Тим спортом, не руководствуется в своих действиях Олимпийской Хартией или Всемирным Антидопинговым Кодексом. Помимо этого, могут быть применены меры и санкции, описанные в Правиле 23.

1.8. Только Сессия МОК, имеющая серьезные для этого основания, правомочна вносить на обсуждение и принимать решения делать поправки к Официальному разъяснению к Правилу 46.2.1.2 и 3.1.2 для уменьшения количества МСФ, указанных та; в особенности руководствуясь основанием о несоблюдении соответствующей МСФ положений Олимпийской Хартии или Всемирного Антидопингового Кодекса.

1.9. Любая МСФ, в отношении которой Сессия МОК будет принимать решение в соответствии с Официальным разъяснением к Правилу 46.1.1.7 или 1.1.8, имеет право быть выслушанной Сессией МОК перед тем, как решение будет принято.

2. Положения, применяемые в связи с Играми Олимпиад

2.1. Включение вида спорта в Программ

2.1.1. Виды спорта, включаемые в Программу, состоят из спортивного ядра (далее по тексту - «ядро») и дополнительных видов спорта

2.1.2. «Ядро» включает в себя не менее 25 видов спорта, выбранных Сессией МОК по предложению Исполкома МОК из видов спорта, руководимых следующими МСФ:

  • Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ);
  • Международная федерация гребли (ФИСА);
  • Международная федерация бадминтона (ИБФ);
  • Международная ассоциация бейсбола (ИБА);
  • Международная федерация баскетбола (ФИБА);
  • Международная ассоциация любительского бокса (АИБА);
  • Международная федерация гребли на байдарках и каноэ (ИКФ);
  • Международный союз велосипедистов (УСИ);
  • Международная федерация конного спорта (ФЕИ);
  • Международная федерация фехтования (ФИЕ);
  • Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА);
  • Международная федерация гимнастики (ФИЖ);
  • Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ);
  • Международная федерация гандбола (ИГФ);
  • Международная федерация хоккея на траве (ФИХ);
  • Международная федерация дзюдо (ФИД);
  • Международная любительская федерация ассоциированных видов борьбы (ФИЛА);
  • Международная любительская федерация плавания (ФИНА);
  • Международный союз современного пятиборья и биатлона (УИПБМ);
  • Международная федерация софтбола (ИСФ);
  • Всемирная федерация таэквондо (ВТФ);
  • Международная федерация тенниса (ИТФ);
  • Международная федерация настольного тенниса (ИТТФ);
  • Международный союз стрелкового спорта (УИТ);
  • Международная федерация стрельбы из лука (ФИТА);
  • Международный союз триатлона (ИТУ);
  • Международная парусная федерация (ИСАФ);
  • Международная федерация волейбола (ФИВБ).

2.1.3. По предложению Исполкома МОК – Сессия МОК может выбрать один или несколько дополнительных видов спорта из числа видов спорта, перечисленных в Официальном разъяснении к Правилу 46.2.1.2, и которые не были бы включены в «ядро» решением Сессии МОК, а также из числа видов спорта, управляемых МСФ, признанными МОК.

2.1.4. Полное количество дополнительных видов спорта, выбранных Сессией МОК для Программы должно быть таким, чтобы полное количество видов спорта, включенных в программу, включая «ядро», не превышало бы 28-ми.

2.2. Применяемые процедуры

2.2.1. Исполком МОК выносит на Сессию МОК предложение о включении в Программу не менее 25-и видов спорта, которые составят «ядро». Сессия МОК принимает решение по всему блоку «ядра» большинством голосов. В случае отсутствия большинства голосов, решением Президента МОК проводятся дополнительные туры голосование. Виды спорта, включенные в Программу по результатам дополнительных туров голосования, становятся затем частю. «ядра».

2.2.2. После того, как сформировано «ядро» в соответствии с Официальными разъяснениями к Правилу 46.2.2.1, Исполком МОК может предложить Сессии МОК включить в Программу один или несколько видов спорта, в соответствии с Официальным разъяснением 46.2.1.3. Сессия МОК может голосовать по включению дополнительных видов спорта либо блоком, либо индивидуально по каждому; решение принимается большинством голосов.

3. Положения, применяемые в связи с Олимпийскими Зимними играми

3.1. Включение вида спорта в Программу

3.1.1. Виды спорта, включаемые в Программу, состоят из спортивного ядра (далее «ядро»).

3.1.2. «Ядро» включает в себя виды спорта, руководимые следующими МСФ:

  • Международный союз биатлонистов (ИБУ);
  • Международная федерация бобслея и тобоггана (ФИБТ);
  • Всемирная федерация керлинга (ВКФ);
  • Международная федерация хоккея на льду (ИИХФ);
  • Международная федерация санного спорта (ФИЛ);
  • Международный союз конькобежного спорта (ИСУ);
  • Международная федерация лыжного спорта (ФИС).

3.1.3. Применяемые процедуры

Сессия МОК принимает решение по всему блоку «ядра» простым большинством голосов. В случае отсутствия большинства голосов, решением Президента МОК проводятся дополнительные туры голосование. Виды спорта, включенные в Программу по результатам дополнительных туров голосования, становятся затем частью «ядра».

3.1.4. Если дополнительные виды спорта рассматриваются с целью включения в Программу, применяется процедура, аналогичная процедуре, применяемой при рассмотрении Программы Игр Олимпиады.

47. Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийских играх*

1. Каждая МСФ отвечает за технический контроль и руководство своим видом спорта; все технические элементы соревнований, включая расписание, поле для игры, места для проведения тренировок и все оборудование - должны отвечать ее правилам. По всем этим техническим вопросам ОКОИ должен консультироваться с соответствующей МСФ. За порядок проведения всех соревнований по каждому виду спорта непосредственно отвечает соответствующая МСФ.

2. ОКОИ должен обеспечить равноправное положение различных видов спорта, включенных в Программу Олимпийских игр.

3. Исполком МОК принимает окончательное решение по составлению графика и ежедневного расписания.

Официальное разъяснение к Правилу 47

1. Техническая подготовка к Олимпийским играм

МСФ имеют следующие права и обязанности, связанные с технической подготовкой к Олимпийским играм:

1.1. Устанавливать технические правила по своим видам спорта, дисциплинам, видам соревнований, включая (но не ограничиваясь) уровень нормативов, технические характеристики оборудования, установок и объектов, правила технических движений, упражнений и игр; правила по технической дисквалификации, правила судейства и хронометрирования.

1.2. Устанавливать окончательные результаты и распределение мест в олимпийских соревнованиях. ОКОИ должен немедленно, за свой счет, предоставлять МСФ эти результаты в электронном виде после каждого вида соревнования в соответствии с правилами, установленными МОК. Соответствующая МСФ имеет право опубликовать эти результаты соревнований по своему виду спорта на своем сайте в Интернете.

1.3. Подчиняясь МОК, осуществлять технический контроль мест проведения соревнований и тренировок по данному виду спорта во время проведения соревнований и тренировок по данному виду спорта на Олимпийских играх.

1.4. Производить отбор судей, арбитров и других технических официальных лиц из страны-организатора и других стран, в пределах квоты, установленной Исполкомом МОК, после получения предложения от соответствующей МСФ. Расходы по размещению, проезду и экипировке этих судей, арбитров и других технических официальных лиц, приглашенных из других стран, оплачиваются ОКОИ. Технические официальные лица должны находиться на месте минимум за три дня до начала первого вида соревнований в данном виде спорта и, по меньшей мере, один день после завершения последнего соревнования.

1.5. Назначать двух технических представителей в период проектировки и строительства сооружений по своим видам спорта с целью обеспечения выполнения правил федераций и проверки всех технических положений, включая заявки, соответствие мест проведения соревнований установленным стандартам, расписание соревнований, предолимпийские соревнования, а также условия размещения, питание и перевозки технических официальных лиц и судей.

1.5.1. Два технических делегата от каждой МСФ должны находиться на месте минимум за пять дней до начала первого вида соревнований в данном виде спорта с тем, чтобы сделать все необходимые приготовления в отношении заявок.

1.5.2. ОКОИ оплачивает умеренные расходы этих делегатов в течении предварительного и завершающего периода и во время Олимпийских игр (стоимость авиабилета бизнес-класса, если расстояние превышает 2500 км, или экономического класса, в случае если расстояние меньше 2500 км, питание и размещение).

1.5.3. В исключительных случаях, когда по техническим причинам, возникает необходимость присутствия и дополнительных приездов делегатов или представляемой ими организации, ОКОИ должен принять надлежащие меры, причем МОК должен быть заранее поставлен в известность об этом. В случае разногласий решение принимает Исполком МОК.

1.6. Обеспечить, чтобы все участники соблюдали положения Правил 49 и 51 Олимпийской Хартии.

1.7. Под контролем МОК следить за выполнением правил МОК в отношении допуска участников как до Олимпийских игр (отборочные соревнования), так и в период их проведения.

1.8. Совместно с МОК составлять и редактировать технические регламенты для городов-кандидатов.

2. Технические положения, которые должны быть взаимно согласованы между МСФ и ОКОИ до их представления на утверждение Исполкома МОК:

2.1. Составление расписания по дням в рамках программы по данному виду спорта на Олимпийских играх.

2.2. Трассы соревнований, проходящие вне олимпийских сооружений (например, парусный спорт, марафон, ходьба, шоссейные велогонки, конное троеборье).

2.3. Потребность в тренировочных объектах до и во время Олимпийских игр.

2.4. Техническое оборудование на местах соревнований, которое не определено и которое не приводится в технических правилах МСФ.

2.5. Технические установки для определения результатов.

2.6. Униформа представителей МСФ (таких как судьи, арбитры и др.), необходимая во время Олимпийских игр.

3. Предложения МСФ, требующие согласия Исполкома МОК:

3.1. Составление программы Олимпийских игр по своим видам спорта, включение или исключение видов соревнований в соответствии с установленными МОК правилами, критериями и условиями.

3.2. Определение числа участников в каждом виде соревнований и по странам, а также числа команд, участвующих в Олимпийских играх.

3.3. Разработка системы отборочных (квалификационных) соревнований за три года до Олимпийских игр.

3.4. Разработка системы группирования и отбора спортсменов в отборочных видах соревнований (или команд в отборочных группах) для Олимпийских игр.

3.5. Определение числа замен в индивидуальных или командных видах спорта или видах соревнований.

3.6. Определение количества и системы отбора спортсменов для прохождения допинг-контроля.

3.7. Командирование более чем двух технических делегатов для контроля за ходом подготовки к Олимпийски играм, или организация дополнительных визитов, помимо тех, которые предусмотрены Олимпийской Хартией МОК.

3.8. Производство МСФ любыми средствами визуальных или аудиовизуальных записей соревнований, любое использование которых в коммерческих целях запрещено.

4. Дальнейшие положения, касающиеся технических вопросов:

4.1. Минимум за три года до открытия Олимпийских игр МСФ должны информировать ОКОИ, МОК и НОК о характеристиках, необходимых технических установок и спортивного оборудования, которое будет использоваться для оснащения мест проведения соревнований Олимпийских игр. Соответствующие МСФ могут потребовать, чтобы это оборудование было произведено определенной компанией или компаниями, согласно правилам, установленным Исполкомом МОК.

4.2. Необходимое количество технических официальных лиц (арбитров, судей, судей-хронометристов, инспекторов и др.) и членов апелляционной комиссии по каждому виду спорта определяется соответствующей МСФ в рамках общего количества, установленного Исполкомом МОК, после получения рекомендации от соответствующей МСФ. Они выполняют свои задачи в соответствии с указаниями соответствующей МСФ и в сотрудничестве с ОКОИ.

4.3. Официальный представитель, который принимал участие в принятии решения, не может являться членом апелляционной комиссии, которая принимает окончательное решение по результатам обсуждения.

4.4. Все данные, полученные апелляционной комиссией, должны незамедлительно предоставляться в Исполком МОК.

4.5. Члены апелляционной комиссии принимают решения по всем техническим вопросам, которые касаются их видов спорта, и их решения, включая любые надлежащие санкции, не подлежат апелляции; последующие меры и санкции применяются по решению Исполкома МОК или Сессии.

4.6. ОКОИ должен обеспечить размещение (отдельно от Олимпийской деревни) для всех технических официальных лиц, назначенных МСФ, так как технические официальные лица и члены апелляционной комиссии не могут проживать в Олимпийской деревне. Они не входят в состав делегации НОК и несут ответственность перед своей МСФ.

5. Помещения и оборудование для МСФ:

5.1. На Олимпийских играх ОКОИ за вой счет должен обеспечить МСФ, руководящих соответствующими видами спорта, которые входят в программу таких Игр, помещениями и оборудованием, которые необходимы для решения технических вопросов.

5.2. С согласия Исполкома МОК ОКОИ по возможности должен обеспечивать вышеупомянутые МСФ по их просьбе и за их счет административными помещениями и техническим оборудованием, а также размещением для проведения заседаний в городе-организаторе.

6. Отборочные соревнования, организуемые МСФ:

6.1. В определенных видах спорта МСФ могут организовывать отборочные соревнования или каким либо иным образом ограничивать количество участников, особенно команд в командных видах спорта, которые примут участие в Олимпийских играх.

6.2. Системы ограничений и отборочных соревнований должны соответствовать правилам Олимпийской хартии в рамках, установленных Исполкомом МОК. Процедура отборочных соревнований должна быть представлена на утверждение в Исполком МОК. МОК должен предоставить НОК всю информацию, связанную с отборочными соревнованиями, организуемыми МСФ.

6.3. Правила 49, 56 и 57 неприменимы к отборочным соревнованиям.

7. Предолимпийские соревнования, организуемые ОКОИ:

7.1. В соответствии с процедурой, представляемой на утверждение в Исполком МОК, ОКОИ после консультации с МСФ может организовывать предолимпийские соревнования с целью проверки оборудования, которое должно использоваться в период проведения Олимпийских игр, в особенности проверки технических аспектов мест проведения соревнований и технологии.

7.2. Предолимпийские соревнования должны проходить под техническим контролем соответствующей МСФ.

7.3. Предолимпийские соревнования должны соответствовать правилам Олимпийской хартии в пределах, установленных Исполкомом МОК.

48. Молодежный лагерь

С разрешения Исполкома МОК, ОКОИ может под свою ответственность организовывать по случаю Олимпийских игр международный молодежный лагерь по случаю проведения Олимпийских игр.

49. Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации*

1. МОК берет на себя ответственность обеспечить Олимпийские игры широким освещением в различных средствах массовой информации и, по возможности, самой большой аудиторией в мире.

2. Принятие всех решений относительно освещения Олимпийских игр в средствах массовой информации находится в компетенции МОК.

Официальные разъяснения к Правилу 49

1. Задачей Олимпийского движения является то, чтобы освещение Олимпийских игр средствами массовой информации содействовало распространению и развитию принципов Олимпизма.

2. Исполком МОК устанавливает все технические правила и требования относительно освещения Олимпийских игр средствами массовой информации в «Справочнике МОК для средств массовой информации», который является составной частью контракта с городом-организатором. Содержание «Справочника МОК для средств массовой информации» и все другие инструкции Исполкома МОК обязательно для всех, кто имеет непосредственное отношение к освещению Олимпийских игр в средствах массовой информации.

3. Только те, кто имеет аккредитацию работников средств массовой информации, могут действовать в качестве журналистов, репортеров или других представителей СМИ. Ни при каких обстоятельствах, ни один спортсмен, тренер, официальное лицо, пресс-атташе или любой другой аккредитованный участник не могут выступать в качестве журналиста или какого-либо другого представителя СМИ.

50. Издания, относящиеся к Олимпийским играм*

Все издания, относящиеся к Олимпийским играм и требуемые МОК, должны печататься и распространяться за счет ОКОИ в таком формате, который соответствует требованиям МОК.

Официальные разъяснения к Правилу 50

1. ОКОИ несет ответственность за подготовку, печать, издание и распространение, включая МОК, МСФ и все НОК, следующих публикаций и документов:

1.1. Пояснительная брошюра по каждому виду спорта, содержащая общую программу и технические положения;

1.2. Медицинская брошюра в соответствии с инструкциями МОК и

1.3. Полный официальный отчет о праздновании и проведении Олимпийских игр в соответствии с указаниями МОК.

2. Все документы и издания, связанные с Олимпийскими играми, ОКОИ должен выпускать в соответствие с инструкциями Исполкома МОК. По общему правилу, содержание всех документов и изданий должно предварительно быть утверждено МОК.

51. Реклама, демонстрации, пропаганда*

1. Исполком МОК определяет принципы и условия, на которых может быть разрешена любая форма рекламы.

2. Не разрешается любая форма рекламы или пропаганды на стадионах и над ними и в других местах проведения соревнований, которые считаются входящими в Олимпийские объекты. Запрещена любая реклама коммерческого характера на стадионах, в местах проведения соревнований и других спортивных аренах.

3. На олимпийских объектах и других местах проведения соревнований запрещается любая политическая, религиозная или расовая пропаганда.

Официальные разъяснения к Правилу 51

1. Никакой вид рекламы или пропаганды коммерческого или иного рода не может использоваться на людях, спортивной форме, аксессуарах или, в общем, на любом предмете одежды или оборудования, надеваемого или используемого спортсменами или иными участниками Олимпийских игр, за исключением идентификации, как определено ниже в параграфе 8, производителя данного предмета или оборудования, при условии, что такая идентификация не будет сделана слишком заметной в рекламных целях. Общие критерии приводятся ниже:

1.1. Знак изготовителя не должен размещаться на каждом предмете одежды или оборудовании более одного раза.

1.2. Оборудование: знак изготовителя, который занимает более 10% поверхности оборудования, которое просматривается во время соревнований, не должен ярко выделяться. Вместе с тем, размер знака изготовителя не должен превышать размера 60 х 2 см.

1.3. Головные уборы (например: шапки, шлемы, солнечные очки) и перчатки: любой знак изготовителя, размер которого превышает размер 6 х 2 см, не должен ярко выделяться.

1.4. Одежда (например: футболки, шорты, тренировочные костюмы): любой знак изготовителя, размер которого превышает размер 20 х 2 см, не должен ярко выделяться.

1.5. Обувь: допускается, что на обуви может быть обычный отличительный знак изготовителя. Также могут использоваться имя изготовителя и/или его логотип, размер изображения которых не должен превышать 6 х 2 см, причем они могут находиться как на знаке изготовителя, так и независимо от него.

1.6. В том случае, если МСФ принимает специальные правила, исключения из правил, перечисленных выше, могут быть утверждены Исполкомом МОК.

Любое нарушение каким-либо лицом положений параграфа приведет к его дисквалификации или лишению аккредитации. Решение Исполкома МОК в этом вопросе является окончательным.

На номерах, надеваемых участниками, не может быть никакой рекламы, на них должна быть изображена олимпийская эмблема ОКОИ.

2. Для того, чтобы иметь законную силу, все контракты ОКОИ, содержащие любой элемент рекламы, включая право или лицензию на использование эмблемы или талисмана Олимпийских игр, должны соответствовать Правилам Олимпийской хартии и инструкциям Исполкома МОК. То же самое касается и контрактов по оборудованию для хронометража и табло, а также по включению любого опознавательного сигнала в телевизионные программы. Нарушение изложенных здесь положений входит в сферу полномочий Исполкома МОК.

3. Любой талисман, созданный для Олимпийских игр, должен рассматриваться как Олимпийская эмблема, дизайн которой ОКОИ должен представить на утверждение в Исполком МОК. Такой талисман нельзя использовать в коммерческих целях в странах других НОК без получения письменного согласия НОК этих стран.

4. ОКОИ должен обеспечить защиту прав собственности на эмблему и талисман Олимпийских игр в пользу МОК, как на национальном, так и на международном уровнях. Тем не менее, только ОКОИ, а после его ликвидации – НОК страны-организатора, может использовать эмблему или талисман, а также другие значки, плакаты, предметы и документы, связанные с Олимпийскими играми во время их подготовки, проведения и в течение одного года со дня закрытия Игр. После окончания этого периода МОК автоматически получает все права на использование такой эмблемы, талисмана и других значков, плакатов, предметов и документов без каких-либо возможных ограничений. В зависимости от ситуации и в необходимых пределах ОКОИ и/или НОК должны действовать как доверенное лицо (в смысле попечителя) исключительно в интересах МОК.

5. Положения данного официального разъяснения вместе со всеми дополнениями и изменениями касаются всех контрактов, подписанных Организационным комитетом Сессии МОК или Олимпийского конгресса.

6. На формах участников и любых лиц, занимающих официальный пост, может использоваться флаг или Олимпийская эмблема или, с разрешения ОКОИ, Олимпийская эмблема ОКОИ. Официальные лица МСФ могут носить формы и эмблемы своих федераций.

7. Идентификационные знаки на техническом оборудовании, установках и другой аппаратуре, которые не носят и не используют спортсмены или другие участники Олимпийских игр, включая оборудование для хронометража и табло, ни при каких обстоятельствах не должны превышать 1/10 высоты самого оборудования, установки или аппаратуры, и не должны быть более 10 см высотой.

8. Слово «идентификация» означает нормальное расположение имени, знака, торговой марки, эмблемы, логотипа или любого другого отличительного знака производителя данного предмета на изделии лишь один раз.

9. ОКОИ, все участники и другие лица, получившие аккредитации на Олимпийских играх, а также все остальные участвующие стороны должны соблюдать руководства, указания и все другие инструкции Исполкома МОК относительно вопросов, которые изложены в Правиле 51 и в официальном разъяснении к нему.

IV. Протокол

52. Протокол

1. В течение всего периода Олимпийских игр только Исполком МОК имеет право определять протокол, применимый на всех объектах, находящихся под ответственностью ОКОИ.

2. На всех олимпийских мероприятиях, проводимых во время Олимпийских игр, старшинство принадлежит членам, почетному Президенту и почетным членам МОК в порядке их избрания в МОК, во главе с Президентом и вице-президентами, затем членам ОКОИ, президентам МСФ и президентам НОК.

3. ОКОИ, МСФ и НОК, а также все другие аккредитованные лица, принимающие участие в Олимпийских играх в любом качестве, должны соблюдать правила «Регламента по протоколу МОК», а также всем другие инструкции Исполкома МОК, которые касаются вопросов, изложенных в данном Правиле.

53. Олимпийское удостоверение личности и Аккредитационная карта и права, предоставляемые ими

1. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карта – это документ, который дает его владельцу право принимать участие в Олимпийских играх. Вместе с паспортом или другим официальным проездным документом Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карта дают владельцу право на въезд в страну города-организатора Олимпийских игр. Они позволяет владельцу находиться там и исполнять там свои олимпийские функции в период проведения Олимпийских игр, а также в период, не превышающий одного месяца до и одного месяца после окончания Олимпийских игр.

2. Олимпийское удостоверение личности и аккредитацонная карта предоставляются МОК лицам, назначенным для аккредитации. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карта дают право доступа (с указанием степени доступа) на объекты и мероприятия, находящиеся под ответственностью ОКОИ. Исполком МОК определяет лиц, которые имеют право на получение таких карт и условия их предоставления. ОКОИ, МСФ, НОК и все другие заинтересованные лица и стороны должны соблюдать правила, регламенты и другие инструкции Исполкома МОК в отношении вопросов, изложенных в данном Правиле.

54. Использование Олимпийского флага

1. На всем протяжении Олимпийских игр на главном стадионе на видном месте, а также во всех других местах, за которые несет ответственность ОКОИ, должен развиваться на флагштоке олимпийский флаг большего размера, чем какой-либо другой флаг. Такие флаги поднимаются на церемонии открытия и опускаются на церемонии закрытия Олимпийских игр.

2. Олимпийская деревня, а также места проведения соревнований и тренировок, город-организатор и все другие места, находящиеся под ответственностью ОКОИ, должны быть украшены большим количеством олимпийских флагов.

55. Использование Олимпийского огня

1. ОКОИ несет ответственность за доставку олимпийского огня на олимпийский стадион. Все мероприятия, связанные с эстафетой олимпийского огня и любым его использованием должны проводиться в строгом соответствии с правилами «Регламента по протоколу МОК».

2. После церемонии закрытия Олимпийских игр, Олимпийский факел, чаша или другой предмет, предназначенный для горения Олимпийского огня, не может быть использован ни в городе-организаторе ни в каком-либо другом месте без согласия МОК.

56. Церемонии Открытия и Закрытия Олимпийских игр

1. Церемонии открытия и закрытия должны проводиться в строгом соответствии с «Регламентом по протоколу МОК».

2. Содержание и детали всех сценариев, расписаний и программ церемоний должны быть предварительно представлены на утверждение МОК.

3. Олимпийские игры объявляются открытыми главой государства города-организатора, который произносит следующие слова, в зависимости от ситуации:

  • на открытии Игр Олимпиады:

«Я объявляю открытыми Олимпийские игры… (название города-организатора), празднующие (номер Олимпиады) …Олимпиаду современности».

  • на открытии Зимних Олимпийских игр:

«Я объявляю открытыми (номер Олимпийских зимних игр) Олимпийские зимние игры… (название города-организатора)».

В течение всего периода Олимпийских игр, включая все церемонии, в местах, которые находятся под ответственностью ОКОИ, ни одна речь не должна быть произнесена ни представителями правительства, ни иными официальными лицами, ни политиками. Во время церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр только Президент МОК и Президент ОКОИ имеют право произнести короткую речь.

57. Церемонии награждения и вручения медалей и дипломов

Церемонии награждения и вручения медалей и дипломов должны проводиться в строгом соответствии с протоколом утвержденным МОК. Формат медалей и дипломов должен быть предварительно представлен на утверждение в МОК.

58. Почетный список

МОК и ОКОИ не составляют никаких широкомасштабных реестров по странам. ОКОИ составляет почетный список с указанием всех фамилий медалистов и награжденных дипломами по каждому виду спорта. Фамилии медалистов должны постоянно демонстрироваться в хорошем видном месте на основном стадионе.

V. Арбитраж

59. Споры - арбитраж

Все споры, возникающие по случаю и в связи с Олимпийскими играми, должны решаться исключительно в Международном спортивном арбитражном суде в соответствии с Кодексом спортивного арбитража.

Безусловно, Олимпийские игры можно сказать одно из самых ярких событий в современном спорте.

Но сейчас невозможно себе их представить без всего того, что обрамляет игры, делает их красочным праздником для участников и зрителей.

Основными атрибутами являются: эмблема, флаг, девиз, клятва, гимн, огонь, награды и церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.