Спортивное фехтование. Фехтование спортивная


Спортивное фехтование — WiKi

Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012 год

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году[1] Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года[2]. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года[3][4]. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах[3][4]. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки[5]. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,[6]. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил[5]. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

  С — центральная линияG — линия исходной позиции спортсменовD — (оранжевый участок) — конец дорожки   Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость[7].

Команды в фехтовании

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

  Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

Фехтование на шпагах (фр. épée)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).

  Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

  Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода[8]. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Примечания

ru-wiki.org

Спортивное фехтование Википедия

Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012 год

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году[1] Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года[2]. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года[3][4]. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах[3][4]. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки[5]. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,[6]. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил[5]. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

С — центральная линияG — линия исходной позиции спортсменовD — (оранжевый участок) — конец дорожки Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость[7].

Команды в фехтовании

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

Фехтование на шпагах (фр. épée)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).

Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода[8]. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Примечания

Соревнования по фехтованию

Национальные чемпионаты

wikiredia.ru

Фехтование [спорт] — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Международная федерация фехтования ФИЕ образована в 1913 и объединяет 108 национальных федераций (2002).

В программе Олимпийских игр с 1896 — личные соревнования мужчин на рапирах и саблях, с 1900 в соревнованиях участвовали профессионалы (маэстро). С 1912 разыгрывается командное первенство на шпагах и саблях, с 1920 — на рапирах. С 1924 проводится личное, с 1960 — командное первенство среди женщин.

На Олимпийских играх страна может быть представлена 16 фехтовальщиками (мужчины и женщины) и двумя запасными, причем в каждом из личных турниров — тремя, в командных — четырьмя. Личные соревнования проводятся по смешанной системе, в предварительной части спортсмены распределяются по группам (6-7 чел.), где бои проводятся по принципу «каждый с каждым». Поединки ведутся до 5 уколов — ударов, продолжительность боя — 4 мин. После первого тура спортсмены распределяются согласно своему рейтингу по количеству побед в туре прямого выбывания, в котором определяются победитель и призеры соревнований.

Соревнования в туре прямого выбывания ведутся до 15 уколов и могут состоять из трех боев продолжительностью 3 мин каждый с двумя перерывами (по 1 мин) после первого и второго боев.

Командные соревнования (с 1994) проводятся по принципу эстафеты, где каждый из трех участников команды в определенной последовательности проводит бои с каждым из соперников. Новый бой начинается со счета, с которым закончился предыдущий, продолжительность боя — 4 мин. Для достижения победы в командной встрече необходимо нанести во всех боях 45 уколов либо больше, чем команда соперника.

Дисциплины:– шпага личное первенство, мужчины;– шпага личное первенство, женщины;– шпага командное первенство, мужчины;– шпага командное первенство, женщины;– рапира личное первенство, женщины;– рапира личное первенство, мужчины;– рапира командное первенство, мужчины;– рапира командное первенство, женщины;– сабля личное первенство, мужчины;– сабля командное первенство, мужчины.(программа для олимпийского турнира в Афинах (2004) не утверждена).

История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника.

Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием.

Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование зародилось в Испании в 15 в. Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей, вышедшие в 1474. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В 15 в. в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

К первой четверти 16 в. широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

В 17 в. во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

В 19 в. фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце 19 в. В 1896 по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

9 ноября 1913 в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ). Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919.

Фехтование как вид спорта было включено в программу первых Олимпийских игр современности с 1896. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах (1896) было личное первенство на рапирах и саблях среди мужчин. Командное первенство по этим видам оружия стало проводиться, начиная с Олимпийских игр в Сент-Луисе (1904). Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад впервые были проведены на Олимпиаде в Париже (1900), а командные по этому же виду оружия впервые состоялись на Олимпийских играх в Лондоне (1908). Личные соревнования среди женщин в первый раз проводились на Олимпийских играх в Париже (1924), а командные состязания — на Олимпиаде в Риме (1960). В Атланте (1996) году женщины впервые в истории Олимпиад скрестили шпаги в личных и командных соревнованиях, ранее женщины соревновались лишь на рапирах.

До 1956 года на Олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920) и на саблях (1920). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях — на рапирах и саблях и в командных — на рапирах, саблях и шпагах. Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти — обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые). Аладар Геревич — венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет. Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей.

В 1960-х гг. отечественная школа фехтования прочно утвердила свой авторитет на международной арене. Крупных результатов в различных международных соревнованиях достигли фехтовальщики Кубы, Польши, Румынии. В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и Олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Фехтование преподается актерам, ему обучают в танцевальных школах. Широко распространены также национальные виды фехтования.

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале 17 в., когда оно стало восприниматься как средство воспитания воинского духа, развития ловкости, в отличие от турнирной и дуэльной форм на Западе. На вооружение офицеров, рейтерских и драгунских полков было принято холодное оружие различных образцов. В дальнейшем на основе военно-прикладного фехтования стало развиваться и спортивное фехтование. Петр I сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «рапирную науку». В начале 19 в. разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834).

Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 в Московской школе математических и навигационных наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Этот вид спорта стал развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

Во 2-ой половине 19 в. спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом.

В 20 в. в России четко обозначились 2 направления в развитии фехтования: прикладное штыковое и сабельное для офицерского состава и рядовых солдат и любительское спортивное фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, которое культивировалось среди учащихся, студентов, а также среди офицерства и нижних чинов.

Впервые официальные соревнования по фехтованию на эспадроне, рапире и винтовке с эластичным штыком по утвержденным правилам были проведены в марте 1860 для офицеров гвардии в Петербургском фехтовально-гимнастическом зале. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы. К соревнованиям допускались только офицеры.

Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908 в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах. С 1899 по 1916 по инициативе Петербургского атлетического общества проводятся ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

В начале 20 в. русские фехтовальщики С. Агафонов, П. Заковорот, Ю. Мишо, А. Мордовин и другие успешно выступали в отдельных международных соревнованиях. В 1910 в Париже русские фехтовальщики приняли участие в крупных международных соревнованиях, заняв 3-5 места. Наиболее интересно проходили состязания по фехтованию на I и II Всероссийских олимпиадах 1913 и 1914. На Киевской олимпиаде 1913 впервые было разыграно женское первенство по фехтованию на рапире. Дебют наших фехтовальщиков на Олимпийских играх в Стокгольме (1912) был неудачным, они не заняли ни одного первого места.

В 1918 были созданы первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. Год спустя в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Основы советской школы фехтования заложили педагоги: П. Заковорот, А. Мордовин, Т. Климов.

В начале 20-х гг. в городах нашей страны появились первые кружки любителей фехтования, стали проводиться городские, губернские и областные олимпиады и первенства гарнизонов и военных округов, создана Всесоюзная секция фехтования. 30 ноября 1924 принято считать днем основания советского спортивного фехтования. В 1935 в Ленинграде открылась первая детская спортивная школа фехтования, позже они открылись в Харькове, Москве, Ростове. В том же году состоялись первые международные встречи советских фехтовальщиков. С 1938 ежегодно проводятся первенства городов и чемпионатов страны. Федерация фехтования СССР вошла в состав Международной федерации в 1952, а в 1956 в Лондоне женская команда СССР впервые стала чемпионом мира. За большие успехи в чемпионатах мира и вклад в развитие фехтования федерация фехтования СССР в 1963 была награждена кубком Роберта Фейерика — высшей наградой Международной федерации фехтования.

Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988. В Хельсинки (1952) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. В Мельбурне (1956) удалось завоевать 2 бронзовые медали. И вот на Олимпийских играх в Риме (1960) советские рапиристы открыли счет золотым олимпийским медалям, завоевав первые места в личном и командном первенствах.

Кроме того, еще 30 спортсменов стали олимпийскими чемпионами, выступая в командном первенстве. И среди них трехкратные олимпийские чемпионы Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко, Владимир Назлымов. На Олимпиаде в Барселоне (1992) «золото» завоевали саблисты сборной СНГ (объединяющей все республики бывшего Советского Союза, кроме стран Балтии).С 1992 начинает свою самостоятельную историю российское фехтование. Накануне Игр в Барселоне была создана федерация фехтования России. Наилучших результатов за эти годы добились российские саблисты: чемпионом мира в личном зачете в 1993 и 1995 стал Григорий Кириенко, а вся команда в целом в 1994 завоевала золотые, в 1995 — серебряные медали. Значительного успеха добился и шпажист Павел Колобков, победив на чемпионатах мира в 1993 и 1994.Более 30 лет не поднимались наши рапиристы на высшую ступень пьедестала почета в личном зачете. И это, наконец, удалось сделать Дмитрию Шевченко на первенстве мира в 1995. Команда, которую он возглавлял, заняла 2-ое место.После токийской победы Григория Крисса никому из наших шпажистов не удавалось приблизиться к олимпийскому пьедесталу в личных турнирах. И вот спустя 32 года на Олимпийских играх в Атланте (1996) первым из россиян завоевал золотую медаль шпажист Александр Бекетов. Вообще, успех фехтовальщиков России в Атланте был убедителен: четыре золотые, две серебряные и одна бронзовая медали.В Сиднее золотые медали завоевали девушки-шпажистки, а Павел Колобков завоевал для нашей сборной самую первую золотую медаль.

На чемпионате мира 2002 (Лиссабон) российские спортсмены выступили удачно, завоевав шесть золотых, две серебряные и одну бронзовую медали. Победу праздновали российские рапиристки. Золото для России завоевали Светлана Бойко, Ольга Лобынцева, Виктория Никишина и Екатерина Юшева. Второе место завоевали спортсменки из Польши, третье место досталось представительницам Румынии. Российские шпажисты проиграли в решающем поединке команде Франции, в результате завоевав серебряные медали.

megabook.ru

Спортивное фехтование - Википедия

Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012 год

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

История[ | ]

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году[1] Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года[2]. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года[3][4]. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах[3][4]. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки[5]. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,[6]. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила[ | ]

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил[5]. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

С — центральная линия G — линия исходной позиции спортсменов D — (оранжевый участок) — конец дорожки Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость[7].

Команды в фехтовании[ | ]

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)[ | ]

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях (фр. sabre)[ | ]

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах (фр. épée)[ | ]

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие[ | ]

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).

Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода[8]. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка[ | ]

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Примечания[ | ]

Соревнования по фехтованию

Национальные чемпионаты

encyclopaedia.bid

Спортивное фехтование — википедия орг

Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012 год

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году[1] Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года[2]. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года[3][4]. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах[3][4]. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки[5]. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,[6]. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил[5]. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

  С — центральная линияG — линия исходной позиции спортсменовD — (оранжевый участок) — конец дорожки   Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость[7].

Команды в фехтовании

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

  Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

Фехтование на шпагах (фр. épée)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).

  Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

  Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода[8]. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Примечания

www-wikipediya.ru

Спортивное фехтование

Спортивное фехтование.

Занятия спортом сейчас на пике моды – в спортзал не ходит только ленивый. Однако многие забывают о том, что спорт – не дань моде и не повинность, и должен приносить удовольствие.

Спортивное фехтование в России до последнего времени не было особо популярным, но занятия им оттачивают не только физическую форму, но и улучшают реакцию и скорость движений.

Фехтование – искусство ударить противника так, чтобы при этом он не ударил тебя. Многоходовые комбинации помогают начать мыслить мгновенно, за короткие промежутки просчитывать ситуацию в целом, что в жизни, безусловно, тоже может пригодиться, и не раз. Если отбросить такие аспекты, как романтизм и рыцарство, в первую очередь возникающие в качестве ассоциации с клинковым оружием, то остается еще и фактор эмоциональности. Фехтование учит дисциплинировать себя, но как эмоциональный вид спорта, оно и отлично помогает «спустить пар».

В спортивном фехтовании есть три основные дисциплины, три главных вида оружия – шпага, рапира и сабля. Отличаются они в основном правилами применения. Рапиру чаще всего выбирают себе женщины – у этого типа спортивного фехтования меньше всего травматичность и строже правила. Уколы разрешено наносить только в торс и шею, соблюдается очередность атак – то есть, прежде чем нанести свой удар, вы должны отбивать удар противника, а нанесенные одновременно уколы попросту не засчитают.

Мужчины же предпочитают шпагу и саблю. При упражнениях со шпагой можно наносить удары практически в любые части тела, и отсутствует тот самый тактический приоритет, так что можно контратаковать на опережение противника. А это гораздо более азартно, чем поминутно расписанный тактически выверенный поединок. В сабельных поединках приоритет есть, да и наносить удары можно только выше пояса, зато этим оружие можно не только колоть, но и рубить, что тоже добавляет в тренировки эффект неожиданности и разнообразие.

Поскольку фехтование набирает обороты, то и школ его появилось великое множество – от крупных спортцентров до подвалов с единственным «гуру» и парочкой учеников.

Когда будете подбирать себе клуб, в первую очередь, уточните, именно ли спортивным фехтованием в нем занимаются.

Есть еще и центры артистического фехтования, и там основное – не уязвить противника в положенные места, а эффектно обозначить место укола. Если вам нужен результат и физическая форма, а не спецэффекты – можете и отправиться в клуб исторического фехтования, но там лучше иметь основы, да и правил безопасности не придерживаются. Зато адреналин на порядок выше.

Придя на место предполагаемых тренировок, осмотритесь – не напрягает ли вас сама обстановка. Клуб, оформленный в стиле японских додзё – это, конечно, круто, но обстановка не должна вас отвлекать от тренировки, да и как японско-китайская тематика вообще относится к сабельному и шпажному бою?  На сертификаты можете особого внимания не обращать, если вы уже не профессиональный спортсмен, вы вряд ли сможете отличить настоящий от подделки, ну или не заметите, что такой красивый сертификат за второе место присужден великому додзё за победу над соседней школой.

Кстати, если вам не разрешают посмотреть на занятия, неважно как это мотивируют тренеры в этом зале. Не надо покупать кота в мешке и вестись на «заплати за месяц тренировок и ходи себе, смотри». Как правило, это просто развод, да к тому же довольно прозрачный. Большинство уважающих себя залов фехтования не только дают возможность посмотреть на тренировки, но и разрешают пробное бесплатное занятие.

Присмотритесь к тем, кто занимается в зале, и сможете определить, стоит ли вам туда идти.

Уровень подготовки вы так вот просто с ходу не поймете, однако если люди занимаются с энтузиазмом, то это уже хороший признак. Посмотрите, как разбивают группы в процессе тренировок. Если там нет людей вашего возраста и физподготовки, уточните у тренеров, будут ли с вами заниматься отдельно.

В первую очередь, присутствие на тренировке даст вам понять, а то ли это, чего вам вообще хочется? Важна и атмосфера тех, кто занимается в зале. Хоть во всяких фильмах про спорт тренеры специально выводят на конфликт занимающихся у них, чтобы достичь лучших результатов, но фильм это фильм, а вот в реальности хороший тренер конфликтов не допустит.

Пообщайтесь с теми, кто там занимается. Узнайте, насколько часты травмы. Спортивное фехтование – отточенный вид спорта, и при правильном обучении травмы минимальны, чаще всего это растяжения.

Что касается тренеров, смотрите, занимаются ли они только с группой в целом, или проявляют индивидуальное участие, смотрят ли за правилами безопасности. Помните о том, что сейчас спортивное фехтование адаптируется и под «условия улицы», то есть некоторые клубы практикуют также давать своим ученикам навыки самообороны, применимые вне спортивного зала. В зависимости от того, нужен ли вам только спорт, малоприменимый в условиях реальной драки, или эффективные методы самообороны, подбирайте себе группу сразу.

Не забудьте узнать о правилах посещения – некоторые школы фехтования своих учеников исключают при нерегулярном появлении. Многие из серьезных заведений готовят только тех, кто намерен выдвинуться на профессиональную планку. Также немаловажный аспект – форма. Защитные приспособления, само оружие.

Большинство школ первое время выдает «свое», после чего человек, если согласен тренироваться дальше, постепенно обзаводится собственной амуницией, однако этот вопрос необходимо прояснить заранее.

Еще материалы по теме:

Сейчас смотрят:

загрузка...

lisavika.ru

Спортивное фехтование — Википедия РУ

Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012 год

Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году[1] Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года[2]. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года[3][4]. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах[3][4]. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки[5]. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,[6]. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Правила

Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил[5]. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

  С — центральная линияG — линия исходной позиции спортсменовD — (оранжевый участок) — конец дорожки   Начальная стойка

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость[7].

Команды в фехтовании

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

  Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

Фехтование на шпагах (фр. épée)

  Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).

  Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

  Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода[8]. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Примечания

http-wikipediya.ru